Back To Top

  • ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОРГАНИЗАЦИИ

    Целью создания и деятельности Организации является: - содействие развитию кинологии, - популяризация и культивирование ответственного отношения к собакам, - осуществление практической организации племенного собаководства, - привлечения молодежи во все формы собаководства в целом.

  • НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ

    - содействие в племенной работе; -защита законных интересов владельцев собак и их питомцев ; -организация и проведение соревнований, сборов, выставок и иных мероприятий в области собаководства;- предоставление возможности владельцам и заводчикам обеспечивать своих животных качественными кормами и сопутствующими товарами при минимальных затратах материальных средств..

  • ПРАВА ОРГАНИЗАЦИИ

    - свободно распространять информацию о своей деятельности; - проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; - представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

  • ЧЛЕНЫ ОРГАНИЗАЦИИ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

    граждане Российской Федерации, достигшие 18 лет, иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие 18 лет, законно находящиеся на территории Российской Федерации, разделяющие цели Организации, признающие Устав, уплатившие вступительный взнос, регулярно уплачивающие членские взносы.

  • ПРЕИМУЩЕСТВА ЧЛЕНОВ КЛУБА

    - Бесплатные консультации в воспитании, выращивании Вашего питомца; - Бесплатные самостоятельные занятия в зале и на площадке клуба; - Скидка при регистрации на выставки клуба; - Льготное оформление документации в кинологические федерации - Бесплатная Реклама пометов на сайте клуба; - Скидки на услуги и товары партнеров клуба.

 8(925)113-00-10
Club-Fart@yandex.ru

Клуб "Фарт"

Межрегиональная Общественная Организация Культурно-Спортивный Клуб Любителей Собаководства

Обустройство дрессировочной площадки (полигона).

Дрессировочная площадка включает в себя комплект оборудования, специального снаряжения, инвентаря, аптечку первой помощи, а также подсобные помещения.

В комплект оборудования дрессировочной площадки входят: бум облегченный, бум усложненный, лестница двусторонняя, забор штакетный, забор из фашинника, забор глухой дощатый, ров, пост подвижной (подвесной), пост подвижной (наземный), пост неподвижный и собакосвязи.

Схема оборудования дрессировочной площадки с указанием отдельных снарядов приведена на рис. 1.

Рис. 1. Схема оборудования дрессировочной площадки: а - бум облегченный; б - бум усложненный; в - лестница двусторонняя; г - забор штакетный; д - забор из фашинника; е - забор глухой дощатый; ж - ров; з - пост подвижной (подвесной); и - пост подвижной к - пост неподвижный; л - собаковязь, скамейки

Внешний вид отдельных снарядов и их описание

Бум облегченный, показанный на рис. 2, состоит из горизонтально укрепленной на трех столбах толстой доски и примыкающих к ней двух боковых досок (трапов), поверх которых прикреплены Поперечные планки для подъема и спуска. Высота доски 120 см, длина горизонтальной доски 6 м, боковых досок - по 2 м, ширина всех досок 20 см.

Рис. 2. Бум облегченный

Бум усложненный (рис. 3) очень сходен с облегченным бумом. Разница состоит лишь в том, что верхняя доска заменена здесь бревном (диаметр 20 см).

Рис. 3. Бум усложненный

Лестница двусторонняя (рис. 4) представляет собой укрепленную на четырех столбах площадку, к которой с двух сторон примыкают под углом 45° две лестницы со ступенями различной ширины. Высота площадки над землей 3 м, размер площадки 1 м2, ширина ступеней 12 и 6 см. На обеих лестницах и с одной стороны площадки имеются перила высотой 60 см.

Рис. 4. Лестница двусторонняя

Забор штакетный показан на рис. 5. Высота забора 1 м, ширина штакета 5 см, расстояние между отдельными штакетами 5 см. Верхние концы штакета закруглены.

Рис. 5. Забор штакетный

Забор из фашинника (рис. 6) представляет собой четыре перекладины на двух столбах, между которыми вертикально вложен тонкий фашинник. Расстояние между столбами 2 м. Верхние концы фашинника обрезают по горизонтали на высоте 1,2 м от земли.

Рис. 6. Забор из фашинника

Забор глухой дощатый показан на рис. 7. Высота забора 2 м. Сооружают его следующим образом. Два столба вкапывают на расстоянии 2 м один от другого так, чтобы они выступали над землей на 2,25 м. Доски вкладывают в вертикальные пазы, вырезанные с внутренней стороны каждого столба. Наличие пазов позволяет уменьшать или увеличивать высоту забора в период обучения собаки.

Рис 7. Забор глухой дощатый

Ров, изображенный на рис. 8, имеет слегка скошенные стенки, постепенно сужающиеся конусом к одному концу. Глубина рва 1,25 м, длина 2-4 ж, наибольшая ширина 2,5 м, наименьшая ширина 1 м.

Рис. 8 Ров

Наклонная стена.

Высота - 1,6м, ширина - 1, 5м.Наклонная стена состоит из двух щитов шириной 1,5 м и высотой 1,9 м, которые соединяются в верхней части. На земле они раздвигаются на такое расстояние, что бы высота по вертикале составляла 1,6 м. На каждый щит крепится по 3 бруска размером 24х48мм.

Сквозная лестница.

Высота площадки над землей -3 м, размер верхний площадки 1х1м.

Лестничный марш устанавливается под углом 45 градусов к земле, ширина ступенек 15-16 см, высота между ступеньками 23см.

Дрессировка служебных собак

Дрессировка служебных собак слагается из:

1) общей дрессировки, 2) специальной дрессировки и 3) тренировки.

Цель общей дрессировки -- выработать у собаки навыки общего послушания и дисциплины, необходимые для управления ее поведением при специальной дрессировке и служебном использовании.

Специальной дрессировкой вырабатывают у собаки навыки, необходимые для того или иного специального использования собаки (розыск по следу, окарауливание и т. д.).

Тренировка имеет целью укреплять у собаки навыки, выработанные в процессе общей и специальной дрессировки, и систематически совершенствовать их применительно к конкретным условиям служебного применения собаки.

Инвентарь для дрессировки собак: для того, что дрессировать собаку, нужно ею правильно управлять при помощи инвентаря (аммуниции).

Для этого нужны: поводки разных длин, ошейник, лакомство и сумка для лакомства.

Общий курс дрессировки собак (ОКД)

Этому курсу дрессировки обучаются щенки с возраста 1,5 месяца. В него входят:

  • 1) приучение к кличке, ошейнику и поводку;
  • 2) первоначальный подход к собаке и приучение ее к дрессировщику;
  • 3) хождение рядом;
  • 4) свободное состояние;
  • 5) подход к дрессировщику;
  • 6) посадка, укладка, стойка;
  • 7) поднос предмета;
  • 8) подача голоса;
  • 9) запрещающая команда “фу”;
  • 10) приучение к отказу от найденного и даваемого посторонним корма;
  • 11) преодоление препятствий;
  • 12) замедление и ускорение темпа движения;
  • 13) переползание;
  • 14) приучение к выстрелу.

Приучение собаки к кличке, ошейнику, поводку.

Приучение к кличке. Поступающие в дрессировку собаки должны быть приучены к кличке, ошейнику и поводку. Эту работу обычно проводят с собакой в возрасте до 5-6 месяцев.

Приучение к кличке. Кличка -- первая, а в последующем и наиболее частая команда, применяемая дрессировщиком для привлечения внимания собаки. Для клички может быть использовано любое, короткое, звучное, с четким окончанием слово, исключая людские имена.

Можно рекомендовать такую методику приучения к кличке. Дрессировщик с бачком, в котором находится пища, или с каким-либо лакомством (например, кусочками мяса) входит в клетку, где находится собака, и, предлагая ей бачок или протягивая руку с лакомством, называет кличку с ласковой интонацией. После некоторой паузы, если собака не подойдет сама, подходит к ней, ставит перед ней бачок или, отдав ей мясо, гладит ее. Так повторяют 2-3 раза.

Привыкая к получению лакомства из руки, собака начинает тянуться за ним и подходить самостоятельно, после чего получает лакомство с командой «хорошо». Сначала следует добиваться подхода собаки к протянутому лакомству на расстояние 2-3 шагов, затем отбегать дальше, подзывая собаку к себе по кличке; когда собака подойдет, дать ей лакомство.

После нескольких таких упражнений собака привыкнет к своей кличке.

Как только собака твердо освоит кличку, от дачи лакомств следует воздержаться, заменяя их командой «хорошо) в поощрительной интонации и поглаживанием.

Кличку необходимо повторять и при даче собаке корма. При передаче собаки к другому дрессировщику эти упражнения следует повторить.

Приучение к ошейнику. Одновременно с приучением собаки к кличке ее приучают и к ошейнику. Ошейник подбирают такого размера, чтобы он был свободен, но в то же время собака не могла его снять. Дрессировщик, войдя в клетку собаки, называет ее кличку, дает лакомство и во Бремя игры, отвлекая внимание собаки, надевает ошейник.

Если собака упорно не дает надеть ошейник, можно применить следующий способ: во время игры с тряпкой, один конец которого она теребит, другой конец пропустить через ошейник, придерживая его пальцем левой руки, а затем, взяв ошейник в правую руку, одним движением надевают его на собаку, погладив ее. В дальнейшем, повторяя эти занятия, оставляют ошейник на собаке каждый раз на более продолжительное время и стараются игрой отвлекать ее внимание.

Приучение к поводку. Когда собака не будет сбрасывать ошейник, ее приучают к поводку. Во время игры с собакой левой рукой берут ее за ошейник, а в правой держат несколько кусочков мяса. Держа правую руку с мясом перед мордой собаки, а левой придерживая за ошейник, следует двигаться вперед. Собака, чувствуя перед собой запах мяса, не обратит внимание на то, что ее держат за ошейник, и будет следовать вперед. Пройдя таким образом шагов 10-15, надо собаке дать кусочек мяса и снова проделать движение. Когда кусочки мяса будут скормлены, поласкать ее и пустить гулять. Лакомство следует давать так, как зто указано на рисунке 104.

В следующий раз во время игры пристегнуть к ошейнику короткий поводок, взять левой рукой за конец поводка и, назвав кличку, подтянуть собаку к себе, дать лакомство, поласкать и пустить погулять. После нескольких упражнений (если собака смело подходит) короткий поводок надо сменить на длинный и несколько раз повторить упражнение.

В период приучения собаки к поводку следует избегать каких бы то ни было принуждений, чтобы не вызвать у нее боязни к поводку и недоверие к дрессировщику.

После того как собака станет безразлично относиться к поводку, отработку приема можно считать законченной.

Первоначальный подход к собаке и приучение ее к дрессировщику. Собака должна быть приучена к дрессировщику. Без приучения собаки к дрессировщику и установления с ней необходимого контакта дрессировка невозможна.

Контакт между дрессировщиком и собакой начинается с первого дня ознакомления дрессировщика с собакой и складывается на протяжении всего периода дрессировки.

В первые дни собака особенно внимательна к поведению дрессировщика: выражению лица, движениям, к интонациям (оттенкам) голоса и т. д. Она чутко воспринимает самые незначительные изменения в поведении дрессировщика. Поэтому дрессировщик должен очень внимательно наблюдать за поведением собаки, продумывать каждое свое действие, проявлять терпение, выдержку и настойчивость, избегать грубых окриков, рывков и всего того, что может вызвать недоверчивость собаки и пассивно-оборонительную реакцию.

Выявив особенности поведения собаки, дрессировщик должен наметить способ подхода к собаке соответственно особенностям ее поведения.

Первоначальное приучение к дрессировщику начинают так: лицо, у которого находилась собака, выводит ее из помещения на длинном поводке; дрессировщик подходит сзади и незаметно для собаки принимает поводок и уходит с собакой, обычно не замечающей появления нового лица. Дрессировщик продолжает гулять с собакой, не стесняя ее движений в пределах длины поводка, называет по кличке и дает при подходе лакомство.

В практике встречается, что дрессировщику приходится брать собаку и самостоятельно. В таких случаях надо смело войти в помещение, где находится собака, окликнуть ее по кличке, решительно подойти к ней, взять на длинный поводок и вывести из помещения для выгула, повторяя с ласковой интонацией кличку и давая лакомство.

Во всех случаях, когда собака не подпускает дрессировщика, лучший способ преодоления недоверчивости -- дача корма.

Длительные прогулки, сопровождаемые игрой, ласковые интонации голоса, дача лакомства, уход за собакой -- наиболее действенные средства приручения собаки, установления контакта, необходимого для успешной дрессировки.

Прием: хождение рядом. Цель приема -- выработать у собаки стойкий навык безотказного движения рядом с дрессировщиком по команде и жесту,

Условными раздражителями данного приема будут команда «рядом» и жест -- легкий удар ладонью левой руки по бедру, безусловным -- рывок поводком. Поощряющий условный раздражитель -- команда «хорошо»; безусловный -- оглаживание и дача лакомства.

Отработку приема следует начинать после того, когда собака будет достаточно «привязана» к дрессировщику, приучена к кличке, ошейнику и поводку.

Методы и техника построения приема. Участок для занятий с собакой следует выбрать такой, чтобы там было как можно меньше отвлекающих раздражителей (движение людей, транспорта, скота и др.). Участок должен быть длиной не менее 100-150 м и шириной 50-100 м, не иметь высокого растительного покрова, канав, рвов и других препятствий, мешающих движению. Выгуляв собаку 10-15 минут, дрессировщик приступает к занятиям. Для этого дрессировщик, взяв собаку на короткий поводок, становится с правой стороны собаки так, чтобы левая его нога была примерно посредине корпуса собаки. Левой рукой берет поводок на расстоянии 20-30 см от ошейника, конец поводка свертывает и берет в правую руку. Назвав собаку по кличке и дав команду «рядом», делает рывок поводком вперед, одновременно начиная движение по прямой быстрым шатом, резко отличным от темпа движения при прогулках с собакой.

В первые два-три занятия собака неизбежно будет отвлекаться, отставать, забегать вперед или в сторону (дрессировщик должен все время наблюдать за ее поведением и окружающей обстановкой). В этих случаях дрессировщик дает команду «рядом» и одновременно делает рывок поводком вперед, если собака отстает, и назад, если забегает вперед. Когда собака займет правильное положение (у ноги дрессировщика), следует поощряющая команда «хорошо», дача лакомства (мяса) и оглаживание собаки (от холки до крупа).

При отработке навыка «хождение рядом» поводок нельзя держать в натянутом положении, надо давать возможность собаке «ошибаться» -- выходить из правильного положения у ноги дрессировщика. Правильным положением собаки при движении с дрессировщиком следует считать такое, когда отставание или забегание вперед будет не больше чем на длину туловища собаки.

В первые дни занятий следует остерегаться применять сильные рывки поводком, давать излишне громкие команды в угрожающей интонации. Движение рядом с собакой в первые занятия должно проводиться по прямой на дистанцию не менее 100-150 м, без крутых и резких поворотов.

Условный рефлекс на команду «рядом» обычно у большинства собак образуется уже после 5-6 занятий. Чтобы убедиться в том, что условный рефлекс образован, дрессировщик, ослабив поводок во время движения, следит за собакой, и когда собака отстает или забегает вперед, дает строгую команду «рядом». Если собака займет сразу правильное положение, значит условный рефлекс образован. После этого отработку навыка следует постепенно усложнять: движение производить в разных темпах (шаг быстрый, тихий, бегом), делать остановки и резкие повороты в движении. При изменении дрессировщиком темпа движения следует сначала дать команду «рядом», а затем сделать рывок поводком вперед, если темп движения увеличивается, и легкий рывок назад, если он уменьшается. При поворотах направо рывок поводка давать вперед, а при поворотах налево -- легкий рывок назад (или сдерживание).

Через несколько дней занятия следует проводить в обстановке, где имеются отвлекающие раздражители, а также в разное время суток и в различную погоду.

В это же время начинают отработку навыка на жест. Занятия продолжаются на поводке. Дрессировщик берет поводок в правую руку. Перед началом движения подается команда «рядом» и жест-удар левой рукой по бедру с одновременным рывком поводком. Команда должна предшествовать жесту и рывку. Постепенно команду «рядом» и рывки дают все реже и заменяют одним жестом. Обычно после 4-5 дней занятий собака уже начинает хорошо реагировать на жест, требуется только в дальнейшем шлифовать этот навык.

Далее начинается отработка навыка «хождение рядом» без поводка. Управление собакой при движении достигается при помощи команд или жестов. Для этого дрессировщик вначале занимается на ослабленном поводке, допускает первое время опускание поводка на землю. Если собака ка команду «рядом» и жест будет реагировать недостаточно, отставать или забегать вперед, следует наступить на поводок или, подняв его, делать сильный рывок (вперед или назад), предварительно дав в угрожающем тоне команду «рядом». После того как собака хорошо будет выполнять действия по команде и жесту, поводок снимают и пользуются только жестом. При хорошем выполнении собакой этого действия нельзя забывать поощрять ее командой «хорошо», лаской и лакомством.

Совершенствуя навык, т. е. добиваясь четкости и безотказности его выполнения собакой, необходимо условные раздражители -- команду и жест периодически подкреплять непосредственным раздражителем -- рывком поводка. Отработку навыка можно считать законченной, когда собака будет четко и безотказно выполнять эти действия без поводка, по первой команде или жесту дрессировщика при движении разным темпом в среднеусложненных условиях, с поворотами и остановками.

Прием: свободное состояние. Цель приема -- дать собаке отдых и предоставить ей свободное поведение по команде и жесту.

Условные раздражители этого приема -- команда «гуляй», даваемая с ласковой интонацией, и жест -- выбрасывание правой руки в сторону движения. Безусловный раздражитель -- стремление собаки к свободному состоянию (рефлекс «свободы»).

Этот навык отрабатывают одновременно с приемом «хождение рядом» и «подход собаки к дрессировщику».

Методы и техника построения приема. Собаке, находящейся на длинном поводке около дрессировщика, дается команда «гуляй», одновременно правой рукой резким движением с наклоном корпуса указывается в сторону движения. После этого необходимо пробежать, играя с собакой, 5-10 шагов, называть ее по кличке и восклицать с ласковой интонацией: «гуляй», «гуляй», «хорошо». Поведение дрессировщика при этом должно быть энергичным и жизнерадостным

Сделав пробежку, надо дать собаке свободно погулять, не снимая с нее поводка. Через 3-5 минут подозвать собаку, поласкать, дать лакомство и повторить 2-3 раза прием. Повторными приемами у собаки выработается стойкий условно-двигательный рефлекс, и она по команде дрессировщика будет четко переходить в свободное состояние, которое обычно называют выгуливанием.

Выгуливать собаку следует в местах, где имеются разные отвлекающие ее раздражители (животные, люди, различные звуки, запахи и т. п.), что будет постепенно приучать собаку относиться к ним безразлично.

Навык необходимо отрабатывать и при выгуливании собаки после кормления.

При выгуливании собака должна быть в свободном состоянии. Не следует оставлять на ней парфорс (кроме исключительных случаев, когда собака делает попытки набрасываться на проходящих людей), стеснять ее в движении; нельзя допускать и грубых окриков и рывков. Выгуливание на длинном поводке следует проводить лишь в начале дрессировки, имея в виду, что собака может убежать, наброситься на человека, животных. Когда у собаки будет хорошо отработан навык «подход к дрессировщику», следует перейти к выгуливанию без поводка. Выгуливаемая собака должна быть все время в поле зрения дрессировщика, нельзя допускать, чтобы она удалялась на большое расстояние от дрессировщика, что зависит от степени привязанности собаки к последнему. При попытке удалиться на расстояние больше длинного поводка собаку надо подозвать и, поласкав, вновь предоставить по команде «гуляй» свободное состояние.

Если собака будет делать попытки набрасываться на людей или животных, следует взять ее на поводок и при броске дать рывок с запрещающей командой «фу».

Навык можно считать отработанным, если по команде «гуляй» собака быстро переходит в свободное состояние.

Прием: подход к дрессировщику. Цель приема -- выработать у собаки стойкий навык безотказного подхода к дрессировщику по команде и жесту с любого расстояния и положения.

Условные раздражители приема -- команда «ко мне» и жест -- резкое опускание на бедро поднятой в сторону левой руки. Безусловные раздражители -- пищевой и подтягивание собаки к себе. В качестве поощрения применяют команду «хорошо», лакомство, поглаживание собаки и игру с ней.

Прием «подзыв» следует проводить одновременно с отработкой навыков «хождение рядом» и «свободное состояние». В том случае, если дрессировщик взращивает щенка сам, отработку этого навыка следует начинать с 4-5-месячного возраста.

Методы и техника построения приема. Занятия по отработке навыка проводят в тех же условиях, что и навык «хождение рядом». В первые дни навык отрабатывают исходя из положения свободного состояния собаки и только на длинном поводке.

Дрессировщик, выгуливая собаку и стараясь быть незамеченным ею, обходит назад на длину поводка, затем называет ее кличку и громко, с поощряющей интонацией, подает команду «ко мне», показывая ей приготовленный заранее кусочек мяса, и снова подает команду «ко мне», «хорошо». Как только собака подойдет, дрессировщик отдает ей мясо и поглаживает, произнося «хорошо». В дальнейшем, когда навык будет отработан, команда «хорошо» и дача лакомства производятся после того как собака подойдет к дрессировщику.

Если собака на команду «ко мне» не будет реагировать, дрессировщик подает вторично эту команду и одновременно с легким рывком медленно натягивает поводок, подводя собаку к себе, после чего дает лакомство с командой «хорошо».

Обычно после 4-5 занятий на команду «ко мне» собака сразу подходит к дрессировщику. После этого начинают отрабатывать подход на жест с посадкой собаки у левой ноги дрессировщика.

Занятия проводят в тех же условиях и на длинном поводке. Дрессировщик, назвав кличку собаки, одновременно подает команду и жест «ко мне». При подходе собаки дрессировщик быстро берет в правую руку поводок на расстоянии 10-15 см от ошейника, левой рукой заносит круп собаки влево, дает команду «сидеть» и одновременно нажимает на крестец, а правой натягивает поводок вверх -- назад, пока собака сядет, после чего дает команду «хорошо», «сидеть» и поощряет лакомством. Затем собаке дается команда «гуляй», и прием повторяют.

Через 5-6 занятий, когда собака достаточно хорошо будет выполнять эти действия, можно постепенно переходить к отработке навыка без поводка. Первые несколько дней можно оставлять на гуляющей собаке короткий поводок.

Отработку навыка следует считать законченной, когда собака будет безотказно и быстро (галопом) подбегать к дрессировщику по первой команде или жесту и садиться у его левой ноги.

Прием: посадка. Цель приема -- выработать у собаки стойкий навык безотказно садиться по команде и жесту.

Условные раздражители данного приема -- команда «сидеть» ж жест выбрасывание правой руки вперед выше уровня плеча. Безусловные раздражители -- легкий рывок поводка вверх -- назад и нажим на крестец (круп).

Методы и техника построения приема. К приему «посадка» следует приступать не раньше, чем на 5-6-й день занятий, параллельно с приемами «хождение рядом», «подзыв».

Дрессировщик, имея стоящую собаку слева у ноги, поворачивается к ней лицом, берет поводок в правую руку в 10-15 см подает команду «сидеть» и натягивает поводок вверх-назад, одновременно нажимает на круп собаки и повторяет команду «сидеть» (рис. 109), Как только собака села, дрессировщик с командой «сидеть», «хорошо» в ласковом тоне продолжает удерживать собаку в этом положении 10-15 секунд, после чего дает лакомство, оглаживает и выгуливает собаку. Через 3-5 минут дрессировщик снова повторяет прием «посад». Обычно у большинства собак условный рефлекс на команду «сидеть» образуется быстро, примерно на второй-третий день занятий. Чтобы проверить, образовался ли условный рефлекс, дрессировщик после выгула, подозвав собаку, подает строгую команду «сидеть», не производя рывка поводком, и нажима на круп. Можно это проверить и при остановках, во время отработки приема «хождение рядом». Если собака выполнит команду, значит условный рефлекс уже образован.

После образования у собаки условного рефлекса на команду «сидеть» возле дрессировщика отработку приема постепенно усложняют. Дрессировщик становится впереди собаки на один шаг и производит посадку ее впереди себя. Добившись этого, увеличивает расстояние на 2 шага и более в зависимости от успеха в выполнении безотказной посадки, постепенно доводя управление собакой с расстояния 20-25 м с выдержкой до 5-10 минут.

Для выработки безотказности в выполнении этого действия рекомендуется периодически применять безусловные раздражители.

При отходе от собаки необходимо внимательно следить за тем, чтобы она не срывалась с места, а при попытке к срыву подать громкую, в угрожающей интонации, команду «сидеть». Если собака все же встала и движется вперед, дрессировщик подходит к ней, повторяет команду «сидеть», усаживает ее на старом месте, применив при этом более сильный безусловный раздражитель -- нажим на круп собаки и рывок поводка.

Отработку навыка на жест начинают так. Дрессировщик становится на один шаг впереди лежащей собаки и, держа короткий поводок в левой руке, подает команду «сидеть» и одновременно делает жест. Если собака не садится, следуют повторная команда с угрожающей интонацией и жест в сочетании с легким ударом снизу вверх под поводок (безусловный раздражитель).

Добившись от собаки четкой посадки по команде и жесту на коротком поводке, можно начинать отработку навыка на длинном поводке. При отходе от собаки необходимо остерегаться произвольных рывков поводком. Поводок надо распускать осторожно и отходить от собаки медленно, причем первые дни занятий не поворачиваться к ней спиной с тем, чтобы не допустить срыва собаки с места, предупреждая это дачей команд «сидеть», «хорошо», «сидеть».

Совершенствуя выработку навыка, дрессировщик должен добиваться правильной посадки собаки (не допускать заваливания крупа в сторону) и постоянной настороженности ее к дрессировщику с тем, чтобы собака была готова выполнить посадку по первой его команде или жесту.

После того как собака будет четко выполнять это действие, можно переходить к отработке посадки без поводка.

Во время отработки навыка дрессировщик не должен забывать поощрять собаку за правильное выполнение не только командой «хорошо», но и оглаживанием, дачей лакомства.

Усложнения в работе (работа в разное время суток, в разных местах с наличием отвлекающих раздражителей) вводятся постепенно и лишь после того как у собаки будет воспитан условный рефлекс безотказно выполнять это действие. Навык следует считать Отработанным в том случае, когда собака четко и безотказно выполняет его по первой команде или шесту дрессировщика на расстоянии до 25 м от него.

Прием: укладка. Цель приема -- выработать у собаки стойкие навыки ложиться по сигналу дрессировщика и оставаться в таком положении и в отсутствие дрессировщика до сигнала, разрешающего ей встать. Условные раздражители при отработке приема: команда «лежать» и жест -- резкое опускание правой руки, вытянутой вперед на уровень плеча.

Безусловные раздражители -- нажим на холку собаки, «отвод вперед передних конечностей», «рывок поводка».

Прием «укладка» следует начать на 3-4-й день после ввода приема «посадка» и отрабатывать его параллельно со всеми приемами общей дрессировки.

Методы и техника построения приема. Первые 3-4 дня, до образования условного рефлекса на команду «лежать», прием надо строить из положения, когда собака сидит у ноги дрессировщика. Дав команду сидеть и повернувшись к собаке, дрессировщик подает команду «лежать», после чего ладонью левой руки нажимает на холку собаки, а правой одновременно отводит передние конечности вперед или, взяв правой рукой поводок, (10-15 см от ошейника) производит затяжной рывок вниз и несколько вперед.

Под действием этого комплекса раздражителей собака проявляет безусловный рефлекс положения и вынуждена лечь, вытянув вперед передние конечности и подобрав под себя задние. Как только собака легла, дрессировщик в ласковом тоне подает команды: «лежать», «хорошо», удерживая собаку в лежачем положении не больше 15-20 секунд, после чего оглаживает, произнося команду «хорошо», дает лакомство, а затем по команде «гуляй» предоставляет собаке свободное состояние.

Выгуляв собаку (2-3 минуты), дрессировщик вновь приступает к занятиям, отрабатывая другие приемы и периодически повторяя «укладку».

Условный рефлекс на команду «лежать» у большинства собак образуется относительно быстро, обычно после 4-5 занятий. Добившись от собаки четкого выполнения навыка по команде «лежать» в непосредственной близости от дрессировщика с выдержкой в 1-2 минуты, следует переходить к отработке приема на жест. Для этого дрессировщик, усадив собаку, становится впереди ее в 1-2 шагах (в дальнейшем это расстояние увеличивается сначала на длину короткого, а затем и длинного поводка), подает команду «лежать» и одновременно жест.

В том случае, если собака по сигналу не ложится, дрессировщик подает вторично команду «лежать» с угрожающей интонацией и делает жест уже в сочетании с легким ударом по поводку сверху вниз и несколько назад (подобие рывка, как это делалось первоначально).

При этом не следует забывать, что перед отработкой навыка этим способом следует ошейник на собаке повернуть кольцом вниз. В противном случае при ударе по поводку собаке может быть причинено раздражение в виде удара поводком по морде, ушам или глазам.

После того, когда собака будет ложиться по команде и жесту на расстоянии длинного поводка, начинается отработка навыка без поводка. Устраняются недоработки отдельных элементов, как-то: срыв собаки с места, попытка подхода к дрессировщику без команды, заваливание крупа при укладке и т. п.

Сила даваемых условных и безусловных раздражителей постепенно уменьшается. Команды даются реже, жесты чаще. Время нахождения собаки в положении лежа доводится до 5-10 минут.

Каждое выполнение собакой навыка должно подкрепляться дачей лакомства или лаской с командой «хорошо».

Ввод различных усложнений и шлифовка данного навыка производятся так же, как и навык «посадка».

Отработка навыка считается законченной, когда собака четко и безотказно выполняет навык по первой команде или жесту дрессировщика на дистанцию 20-25 метров в средне усложненных условиях с выдержкой в положении лежа до 10 минут.

Прием: вызов лая. Назначение приема -- выработать у собаки стойкий навык оповещать лаем о приближении посторонних людей (при окарауливании), об обнаружении укрывшегося человека, тяжелых или подвешенных вещей (при работе по обыску местности и следовой работе). Лай имеет и вспомогательное значение для ряда специальных приемов дрессировки.

В качестве условных раздражителей применяют команду «голос» и жест -- помахивание в стороны правой рукой, согнутой в локте, ладонью вперед, Прием вводят после отработки навыка «подноска предметов».

Прием: стояние. Прием имеет вспомогательное значение в процессе дрессировки собаки. Стояние необходимо для проведения чистки собаки, ветеринарного осмотра, правильной оценки экстерьера и при экспертизе.

Условный раздражитель -- команда «стоять», безусловный раздражитель -- поддерживание левой рукой под живот собаки.

Прием вводится после приемов посадки и укладки и отрабатывается параллельно с другими приемами общей дрессировки.

Методы и техника построения приема. Отработку стояния производят в условиях, где меньше отвлечений для собаки.

Дрессировщик, находясь с правой стороны у сидящей собаки, в повышенной интонации произносит команду «стоять», одновременно правой рукой делает рывок поводком вперед -- вверх, а левой рукой нажимает под живот, как бы поднимая собаку, повторяя команды уже в более мягком тоне «стоять» и «хорошо».

Как только собака встанет, дрессировщик поглаживает ее, дает лакомство и после небольшой выдержки предоставляет собаке свободное состояние по команде «гуляй». Затем, подозвав собаку, несколько раз повторяет упражнение. Навык «стоять» с успехом можно отработать непосредственно при чистке собаки.

В дальнейшем, когда собака по команде дрессировщика будет четко выполнять навык, поощрять ее следует только в том случае, когда она будет правильно стоять, ровно и прямо держать передние и задние конечности, хорошо растягивать туловище и нормально держать голову.

Навык постепенно совершенствуется выработкой выдержки стоять около дрессировщика, а также на буме.

Навык стояния считается отработанным, когда собака четко выполняет команду «стоять» с выдержкой в положении стоя до 5 минут.

Прием: подкоска предметов. Цель приема -- выработать у собаки стойкие навыки поднятия и подноски легких предметов к дрессировщику по команде и самостоятельно.

Условные раздражители при отработке навыка -- команды «апорт», «дай» и жест -- свободное выбрасывание правой руки в направлении предмета с наклоном корпуса. Безусловные раздражители -- вещь (апортируемая собакой), лакомство и ласка.

Прием носит вспомогательный характер и используется в дальнейшем для отработки таких специальных приемов, как обыск местности, работа по следу, выборка вещей.

Методы и техника построения приема. К отработке навыка следует приступить не позднее 10-15 дней после начала дрессировки, когда будет установлена взаимосвязь с собакой и будут отработаны приемы: свободное состояние и подзыв.

Первые дни занятий отработка навыка должна проводиться в условиях отсутствия отвлекающих раздражителей.

Для обучения необходимо приготовить деревянный предмет длиной 15-18 см и диаметром 3-4 см. Навык может быть отработан двумя способами: на заинтересованности и путем принуждения.

Первый способ: дрессировщик, усадив собаку у ноги, берет в правую руку предмет и, как бы играя, делает движения рукой с предметом перед ее мордой, подает команду -- «апорт» -- «апорт». Быстрое движение предмета возбуждает собаку, и она пытается схватить его. Дрессировщик, используя эту попытку собаки, вкладывает предмет в ее пасть. Как только собака зажала предмет в зубах, дрессировщик повторяет команду «апорт» и тут же дает команду «хорошо».

Чтобы не допустить выбрасывания предмета, дрессировщик держит его за один конец и слегка тянет к себе, чем заставляет собаку крепче зажимать его зубами.

Если собака хорошо держит предмет, то можно пробежать с ней метров 10-15, затем перейти на шаг и на ходу, подав команду «дай», взять его от собаки, затем погладить ее, дать лакомство, поиграть с ней и выгулять. После выгула начать занятия по другим приемам и периодически повторять прием «подноска вещей». Злоупотреблять слишком частым повторением этого приема не следует, так как это может послужить причиной образования отрицательного условного рефлекса -- нежелательной связи.

Добившись хватки предмета из рук, дрессировщик, бросая предмет впереди себя на 2-3 м, подает команду «апорт» и быстро вместе с собакой двигается к предмету, повторяя команду. Как только собака взяла предмет, дрессировщик дает команды: «хорошо», «апорт», и отбегает от собаки. Пробежав 10-15 м, дрессировщик быстро поворачивается к собаке и как только она подбежала к нему, так же как и в первом случае, по команде «дай» отбирает у собаки предмет и поощряет ее.

Нельзя допускать, чтобы собака при подходе к дрессировщику бросала вещь. Дрессировщик должен успеть взять ее.

У большинства собак условный рефлекс на команду «апорт» образуется обычно после 3-5 занятий.

В дальнейшем при более сложной обстановке начинают отработку образования условного рефлекса и на жест. Занятия проводят без поводка. Дрессировщик, бросая предмет и произнося команду «апорт», одновременно делает жест -- движение правой руки в направлении предмета и двигается вперед к предмету, активизируя этим движение собаки за брошенным предметом. Если собака, подняв предмет, будет быстро подбегать к дрессировщику, то он должен подпустить собаку к себе на 2-3 шага и подать команду «сидеть». После того как собака села, подается команда «хорошо», а затем следует команда «дай». Предмет у собаки отбирают, собаку обязательно поощряют и по команде «рядом» усаживают у левой ноги дрессировщика.

Если собака, подняв предмет, идет к дрессировщику медленно или остается на месте, а иногда, играя с предметом, уходит в сторону от дрессировщика, -- необходимо быстро убегать от собаки, подавая команду «ко мне». Когда собака подбежит, усадить ее и взять предмет. В таких случаях заниматься следует на длинном поводке, больше играть с собакой, давать ей лакомство при подносе, добиваясь «привязанности» к себе и быстрого (на галопе) подхода с предметом.

Достигнув безотказной подноски брошенного предмета с расстояния 10-15 м и посадки собаки перед собою, можно приступить к отработке подноски предмета с поиском его, увеличив расстояние броска предмета до 15-20 м. Для этого дрессировщик, усадив собаку у левой ноги, бросает на глазах собаки какой-либо предмет в траву, кювет, на пашню и т. п., так, чтобы он был с места невидим, и через 10-15 секунд пускает ее на отыскание предмета. Возможно, что во время броска собака будет срываться с места, поэтому, бросая предмет и давая команду «сидеть», необходимо держать собаку левой рукой за ошейник или же взять ее на короткий поводок, держа его в левой руке. В этом случае сорвавшаяся с места собака получает сильный рывок, дрессировщик подает вторично команду «сидеть» и после небольшой выдержки, дав команду «апорт» и жест в направлении брошенного предмета, посылает собаку за апортировочным предметом.

Первое время собака, находясь в возбужденном состоянии, при поиске предмета отклоняется в разные стороны. Дрессировщик должен оказывать ей помощь, направляя собаку в сторону лежащего предмета, подавая команду «аппорт». Одновременно вводится дополнительная команда «ищи» («аппорт ищи»), что в будущем явится одним из элементов в отработке приема «обыск местности».

В дальнейшем отрабатывают навык в подноске разных предметов, независимо от материала, из которого они сделаны.

В тех случаях, когда у собаки не удается добиться заинтересованной аппортировки предмета, можно применять следующий метод.

Усадив собаку и дав ей обнюхать лакомство, дрессировщик на глазах у нее бросает лакомство на 10-15 м в траву, после чего по команде «аппорт» посылает собаку за брошенным лакомством. Когда собака найдет лакомство (самостоятельно или с помощью дрессировщика), дается команда «хорошо» и собаке разрешается схватить лакомство.

Затем лакомство завязывают в тряпку и прием повторяют. Когда собака схватит найденную тряпку, дрессировщик по команде «дай» отбирает ее и командой «хорошо» с дачей лакомства поощряет собаку. Затем в тряпку завертывают твердый предмет (например, кость) и прием повторяют.

После этого переходят к подносу предмета с усадкой перед дрессировщиком, а затем в обычном порядке.

Метод «принуждения». В этом случае дрессировщик раскрывает пасть собаки руками, вкладывает апортируемый предмет и, придерживая ее челюсти руками, чтобы собака не выбросила предмет, произносит команды «апорт», «хорошо». Спустя 3-5 секунд берет от собаки предмет л поощряет ее.

В практике такие собаки обычно на 4-5 день занятий по команде «аппорт» хватают предмет, т. е. у них образовывается условный рефлекс. Дальнейшая отработка навыка производится в той же последовательности, как и в первом способе.

В подготовке собаки к выборке предметов с помощью чутья рекомендуется бросать вещи к вещам других дрессировщиков и требовать от собаки выбирать и подносить только «свой» апортировочный предмет. Апортировочные предметы необходимо разнообразить.

При отработке навыка «подноска вещей» надо остерегаться ошибок, заключающихся в несвоевременной даче лакомства. Часто неопытные дрессировщики спешат и готовят лакомство к даче до выполнения приема. Поэтому некоторые собаки, возбуждаясь на лакомство и стремясь получить быстрее его, бросают предмет, что отрицательно сказывается на отработке навыка.

«Подноска вещей» считается отработанной тогда, когда собака будет безотказно отыскивать и подносить различные предметы по первой команде или жесту дрессировщика с посадкой перед ним, держа предмет в зубах.

Методы и техника построения приема голос

Способов для искусственного вызова у собаки лая (голоса) имеется несколько: лай можно вызвать посредством дразнения собаки помощником; показом собаке мяса; уходом дрессировщика от привязанной собаки (когда она находится в незнакомой для нее обстановке); мощно использовать для этой цели метод подражания и др.

При возбуждении собаки дразнением прием проводят так: собаку держат на коротком поводке возле дрессировщика. Помощник, медленно приближаясь к собаке, движениями туловища, взмахами рук возбуждает собаку и вызывает у нее лай. Как только собака залает, дрессировщик применяет жест, произносит команду «голос» и дает лакомство с командой «хорошо». Помощник в это время скрывается. Всякий раз вызванный лай подкрепляют лакомством и командами «голос«2 «хорошо» с применением жеста.

В дальнейшем роль помощника отпадает. Для вызова лая применяют только команду и жест дрессировщика. Этот Метод применим для собак возбудимых и злобных.

Вызов лая на лакомство. Дрессировщик, усадив собаку, опускает поводок на землю, встает на него ногой так, чтобы собака не смогла подпрыгивать. Взяв в правую руку кусочек мяса и помахивая им перед собакой, дрессировщик возбуждает ее и одновременно произносит команду «голос».

Вначале собака пытается схватить мясо, но поскольку не может его достать, -- возбуждается и проявляет лай, после чего собаке дают лакомство.

При сочетаниях команды «голос» и жеста с непосредственными раздражителями у собаки вырабатывается стойкий условный рефлекс как на жест, так и на команду «голос».

Вызов лая на привязи. Собаку привязывают в незнакомой для нее обстановке. Дрессировщик, возбудив собаку игрой, уходит от собаки. При отходе называет кличку, дает жесты и произносит команду «голос», собака, видя уход от нее дрессировщика, возбуждается и проявляет лай. Дрессировщик, произнося команду и давая жест правой рукой, быстро подбегает к собаке, ласкает ее и дает лакомство.

Этот метод дает хорошие результаты при наличии хорошей взаимосвязи с собакой.

Вызов лая подражанием. Собак, трудно проявляющих лай, приближают к собакам, которые хорошо проявляют лай. Вызывают у подготовленных собак на команду и жест проявление лая, поощряя их на это. Одновременно дрессировщик старается одним из перечисленных методов вызвать лай и у собаки, трудно проявляющей лай на команду «голос».

В равной степени у собак, заинтересованных в подноске предметов, можно вызвать лай на апортировочный предмет. Собака, стремясь схватить предмет и не будучи в состоянии достать его, возбудится и начнет проявлять лай. Это необходимо сочетать с командой «голос» и жестом, закрепляя командой «хорошо», лаской, а также лакомством.

При первоначальной отработке этого навыка дрессировщик обязан давать лакомство собаке не только тогда, когда она громко и отчетливо дает голос, но и при попытках к проявлению лая, И только постепенно следует подходить к тому, что за слабо проявленный лай не давать мяса. Когда у собаки достаточно закрепится условный рефлекс, от дачи лакомства можно отказаться, заменяя его командой «хорошо».

С отработкой у собаки прочной ответной реакции на требование дрессировщика в проявлении лая навык совершенствуется, лай у собаки стремятся вызывать в разных положениях, с разных расстояний и при наличии отвлечений.

Вызов лая считается отработанным, когда собака в положении лежа и сидя (без привязи) по команде и жесту дрессировщика на расстоянии 25 м будет четко проявлять лай.

Прием: прекращение нежелательных действий собаки. Назначение приема -- выработать у собаки навык быстрейшего прекращения по команде дрессировщика ее нежелательного поведения.

Условный раздражитель приема -- команда «фу» с угрожающей интонацией, безусловный -- сильный рывок поводка.

С помощью команды «фу» дрессировщик прекращает любое нежелательное поведение собаки или попытку к его совершению (набрасывание на людей, животных и т. п., хватание различных предметов, подбирание пищи, а также отвлечение на различные другие раздражители).

Команда запрещения -- «фу», наряду с принуждениями и поощрениями, должна применяться только в случае действительной необходимости, когда ее нельзя заменить угрожающей интонацией с командой соответствующего приема.

При задержке выполнения собакой команды в результате отвлечения следует давать команду приема с угрожающей интонацией, не прибегая к применению команды «фу».

Команду «фу» надо давать в тот момент, когда собака лишь приступает к выполнению нежелательного действия.

Команду «фу» произносят отрывисто и всегда с угрожающей интонацией. Какими-либо жестами или другими сигналами команда «фу» не заменяется. К выполнению этой команды собаку приучают с помощью рывка поводком.

В отдельных случаях допускается применение парфорса (строгого ошейника).

К отработке навыка «прекращение нежелательных действий собаки» следует приступать после закрепления «связи», «контакта» с собакой и после отработки приема «подход к дрессировщику».

Методы и техника построения приема. Отработку навыка производят в районе, где имеются разные отвлечения (движение людей, транспорта, наличие домашних животных, птиц, а также разные отбросы, кости, остатки пищи и пр.). Придя в такой район, дрессировщик надевает на собаку парфорс (если собака возбудимая) и пускает ее на коротком поводке для свободной прогулки, внимательно наблюдая за ее поведением.

В тот момент, когда собака, привлеченная видом животного или запахом отброса, сделает попытку схватить их, дрессировщик громко произносит команду «фу» с угрожающей интонацией и одновременно поводком производит сильный рывок, которым прекращает нежелательное действие собаки, после чего ее подзывает и оглаживает, а после короткой паузы собаке дает команду «гуляй». Упражнение повторяют 3-5 раз через разные промежутки времени (чтобы собака могла оправиться от торможения, вызванного командой «фу»).

Сила рывка должна соответствовать физическому состоянию собаки, ее типу высшей нервной, деятельности (ВНД), а также соответствовать раздражителю, вызвавшему нежелательные действия собаки. Команду следует давать тем громче, чем сильней рывок.

В результате многократного одновременного применения команды и рывков собака будет по одной команде прекращать нежелательное поведение. Следует при этом помнить, что при частом применении команды без подкрепления физическим воздействием она теряет свое значение.

Когда собака, находясь на поводке, будет выполнять команду безотказно, следует перейти к упражнениям без поводка, постепенно вводя все более сильные отвлечения и увеличивая расстояния дрессировщика от собаки.

При нечетком выполнении команды или при невыполнении ее ввиду наличия каких-либо новых раздражителей собаку следует взять вновь на поводок и повторить прием в его начальной форме -- применяя рывки поводком.

Необходимо отметить, что не следует (особенно первое время) прибегать к сильным рывкам парфорса во избежание воспитания у собаки нежелательной «связи» «боязни» дрессировщика в виде пассивно-оборонительной реакции или торможения и нарушения нормальной деятельности ее нервной системы.

Показателем неправильного построения приема будет проявление собакой пассивно-оборонительной реакции, вызываемой командой «фу». В этих случаях следует ее поласкать, отвлечь внимание игрой и прогулкой в другом районе. В этот день команду «фу» больше не применять. В последующем силу рывков для такой собаки необходимо уменьшить.

Отрабатывая прием, следует помнить, что действие на собаку запрещающей команды зависит от характера отвлекающего ее раздражителя. Учитывая это, дрессировщик должен постоянно разнообразить отвлечения собаки и менять районы занятий.

Показателем отработки навыка будет служить безотказное прекращение собакой по команде «фу» любых нежелательных действий вне зависимости от обстановки, раздражителей.

Прием: отказ от корма. Цель приема -- выработать у собаки стойкий навык отказа от корма, как даваемого чужим человеком, так и найденного ею.

В качестве условного раздражителя применяется команда «фу», как сигнал для прекращения нежелательного поведения собаки.

В качестве безусловного раздражителя применяют рывок поводком, а также удар хлыстом.

Прием отказ от корма следует вводить после основных приемов общей дрессировки и продолжать его шлифовку в разных условиях, в течение всего периода дрессировки собаки.

Методы и техника построения приема. Занятия по отработке приема следует начинать через 3-4 часа после кормления собаки. В начале отработки навыка дрессировщик в течение 5-6 дней добивается от собаки отказа от поедания корма без разрешения дрессировщика. Для этого дрессировщик, взяв бачок с кормом, ставит его недалеко от клетки собаки. Затем берет собаку на короткий поводок, подводит к бачку с кормом и усаживает ее в 1-2 шагах перед бачком. При попытке собаки приблизиться к бачку дрессировщик подает в строгом тоне команду «фу», делает рывок поводком и, не допуская собаку к бачку, подает команду «сидеть». Спустя 20-30 секунд дрессировщик берет бачок с пищей, ставит его в клетку собаки и разрешает ей поедание корма, давая команду «хорошо».

При поедании корма дрессировщик находится около собаки. После поедания корма собаку выгуливают.

После ряда таких сочетаний у собаки через 5-6 дней обычно вырабатывается условный рефлекс на команду «фу», и собака но будет без разрешения дрессировщика (хозяина) поедать корм.

За эти дни выдержку собаки перед бачком с кормом доводят до 3-5 минут.

После этого занятия переносят в поле (на площадку), где обычно проводят занятия о собакой. Здесь дрессировщик или другое лицо (помощник) кладет у хорошо заметного ориентира (у отдельного дерева, пня, столбика, камня и проч.) кусок мяса. (В первые 2-3 дня занятий лучше класть большую кость с небольшим количеством на ней мяса.) Затем дрессировщик берет собаку на длинный поводок, выгуливает ее и постепенно подводит к месту, где положены мясо или кость, следя за поведением собаки. Если собака, подойдя к мясу, не будет его брать, а, посматривая на дрессировщика, будет ожидать разрешения, дрессировщик дает команду «гуляй» и продолжает двигаться в прежнем направлении. Если же собака, несмотря на эту команду, останется на месте, дрессировщик вторично подает команду «гуляй», слегка натягивает поводок и отводит собаку.

В случае, если собака, не дойдя еще до лежащего мяса и, почуяв лишь его запах, бросается к нему рывком (что обычно присуще для собак с преобладающей пищевой реакцией), дрессировщик подает громкую в строгом тоне команду «фу» и делает сильный рывок поводком.

Таких собак в первые дни занятий следует держать на коротком поводке. В качестве безусловных раздражителей применять рывок поводком при парфорсе и удар хлыстом.

В первый день занятий эти действия надо повторить 4-5 раз. В последующем повторение их постепенно доводят до 8-10 раз в день.

Далее отработку этого навыка усложняют. Мясо раскладывают мелкими кусками в нескольких местах у незаметных ориентиров и занятия проводят вышеуказанным методом.

Добившись от собаки отказа от находимого корыа, что обычно достигается через 8-10 дней занятий, дрессировщик приступает к отработке отказа от корма, даваемого «чужим» человеком.

Роль «чужого» человека (помощника) может выполнять другой дрессировщик или любое лицо, присутствующее на занятиях.

Дрессировщик, привязав собаку к дереву, столбу или изгороди, становится сзади нее. Помощник появляется со стороны из-за какого-либо укрытия и направляется к собаке. Остановившись в 2-3 шагах от собаки, ласково называет ее кличку и показывает мясо. Если собака делает попытку взять мясо, т. е. тянется к помощнику, дрессировщик подает строгую команду «фу», делает рывок поводком или наносит удар хлыстом. Помощник сразу же, как только подана команда «фу», уходит за укрытие.

Проделав несколько таких упражнений и добившись безразличного реагирования собаки на показываемое помощником мясо, переходят к дальнейшей отработке навыка. Для этого помощник в первые 2-3 занятия бросает мясо на землю возле собаки с таким расчетом, чтобы привязанная собака не могла его достать, и быстро уходит. Если собака пытается достать мясо, дрессировщик запрещает это, поступая так же, как и при показе мяса. Если же собака не пытается достать брошенное мясо, то дрессировщик, подав команду «хорошо», быстро подходит к собаке, оглаживает ее и дает лакомство (мясо). После этого выгуливает собаку.

Скармливать собаке мясо, как разбрасываемое на местности, так и подбрасываемое помощником не разрешается.

Далее отработку отказа от корма усложняют. Дрессировщик, привязав собаку и держа в руках поводок, закрепленный за парфорс, скрывается от собаки, но так, чтобы можно было наблюдать за ее поведением.

После этого помощник выходит из-за укрытия, подходит к собаке и дает ей корм (ставит бачок с кормом или бросает кусок мяса). При попытке собаки взять корм дрессировщик, не показываясь собаке, делает сильный рывок поводком. После 2-3 таких упражнений помощник уходит, а дрессировщик, выйдя из укрытия и поласкав собаку, предоставляет ей «свободное состояние».

Во избежание возможного пищевого отравления собаки найденным или подброшенным кормом дрессировщик (хозяин) должен терпеливо и систематически отрабатывать у собаки навыки не поедать такой корм.

Отказ от корма отрабатывают весь период дрессировки и шлифуют в дальнейшем на протяжении всей тренировки собаки.

Прием: преодоление препятствий (барьер, лестница, бум, канава). Цель приема -- выработать у собаки навыки безотказного движения на препятствия и их преодоления по команде и по жесту дрессировщика. В качестве условных раздражителей применяют команду «вперед» и жест дрессировщика -- выбрасывание правой руки в сторону препятствия.

Данный навык начинают отрабатывать после выработки у собаки навыков подхода к дрессировщику, посадки и подноски предметов.

Преодоление препятствий. Дрессировку по преодолению препятствий проводят на специальной учебной площадке, оборудованной различного вида барьерами, лестницей, бумом, канавой.

В последующем в качестве учебных препятствий следует использовать также всевозможные изгороди, заборы и т. п.

Занятия по преодолению препятствий дрессировщик должен использовать для физического развития и укрепления собаки, а также воспитания у нее дисциплины (путем отработки у собаки выдержки перед пуском на препятствия и т. д.).

Занятия надо начинать с наиболее легких упражнений. Так, например, сначала необходимо приучить собаку передвигаться по лестнице с широкими ступенями, закрытыми снизу, перепрыгивать барьер в 3-4 доски и т. д.

Во избежание воспитания у собаки нежелательной связи следует чаще менять последовательность преодолеваемых собакой препятствий, а также пускать собаку на преодоление препятствий с разных сторон.

Прежде чем дать сигнал собаке к преодолению препятствий, дрессировщик должен определить, сможет ли собака по своему физическому состоянию и по подготовленности выполнить его команду.

Дрессируя собаку преодолевать препятствия, нельзя допускать причинения ей боли. Собаку, преодолевшую препятствие, надо поощрить.

Нельзя проводить занятия, связанные с прыжками, непосредственно после кормления собак.

Приступая к занятиям на учебной площадке, следует предварительно дать собаке возможность в свободном состоянии «ознакомиться» с имеющимися на площадке сооружениями.

Прыжки через препятствия. Для отработки приема используют барьер.

Методика подготовки служебных собак по поиску взрывчатых веществ

Развитие сигнализирования.

Собаки для поиска взрывчатых веществ, оружия и боеприпасов (ВВ) должны обучаться пассивному сигнализирующему поведению, чтобы указывать на присутствие ВВ. Это значит, что собака не должна касаться предмета, содержащего ВВ, а должна сообщать о его присутствии позой тела. Подача сигнала возле источника искомого запаха -- чрезвычайно важный элемент дрессировки собак по данному навыку. От правильности его выполнения будет зависеть не только эффективность дальнейшего обучения, но и безопасность поисковых работ на практике.

Опыт применения собак по поиску ВВ показал, что наиболее приемлемым сигналом оповещения является принятие собакой определенной позы: посадки или укладки. Следует также отметить, что сигнализирование лаем -- менее удачный способ. Этот сигнал не может дать точную информацию о месте нахождения ВВ.

Дрессировка собак для распознавания запахов

Список взрывчатых веществ указывает последовательность дрессировки. На втором месяце курса дрессировки собаки знакомятся с этими основными взрывчатыми ингредиентами и могут подавать сигнал на те взрывчатые вещества, которые содержат любое из этих базовых соединений. Время дрессировки с каждым веществом -- одна-две недели. Для дрессировки не используются химические чистые вещества, поскольку такие соединения либо не доступны в чистом виде, либо в чистом виде могут быть опасными для собак или кинологов.

Дрессировка начинается с упражнения, приучающего собак обнюхивать горловины банок. Емкости примерно на 3/4 объема плотно набиваются бумагой. Кинолог, усадив собаку на место пуска (оно выбирается произвольно с внешней или внутренней стороны круга), спокойно отходит и начинает раскладывать по всем банкам небольшие кусочки вареного мяса, оставив пустой только банку, находящуюся непосредственно перед собакой. После этого дрессировщик подходит к животному, дает обнюхать кусочек мяса, а затем кладет его в пустую банку. Проводка собаки по кругу осуществляется на поводке. Перед пуском подается жест рукой в сторону ближайшей банки. Животные, как правило, самостоятельно и очень охотно передвигаются, поедая лакомство, от первой до последней емкости. На первом занятии данное упражнение повторяется 3-6 раз с промежутком между пусками в 5-10 минут.

Навык вырабатывается на базе обонятельно-поисковой и пищевой реакций собаки.

На втором занятии упражнение несколько видоизменяется: лакомство кладется не во все банки, а выборочно. На 3-4 занятии вводятся более существенные усложнения: 1/3 часть банок оставляют с бумагой, остальные емкости пустые. В чистые пустые банки (промыты горячей водой) помещают различные вещи и предметы, не имеющие резких запахов. В отдельную емкость помешают 100 грамм черного пороха и кусочек лакомства. Данная емкость дается для обнюхивания собаке, а затем незаметно выставляется в любое свободное место. Пуск проводится по словесной команде «Нюхай» и жесту рукой в направлении первой банки, расположенной перед животным, с целью предотвращения попадания большого количества запаха человека на поверхность ВВ, рекомендуется все манипуляции производить в резиновых перчатках с использованием пинцета. Проводя собаку по кругу, кинолог должен внимательно следить, чтобы она последовательно обнюхивала все емкости, не допуская пропуска. При подходе к банке с тротилом и мясом дрессировщику необходимо вовремя увидеть поведенческую реакцию животного, свидетельствующую об обнаружении искомого запахового объекта (остановка, интенсивное принюхивание, попытки извлечь содержимое лапой или зубами и т. п.). Удостоверившись, что собака тем или иным образом выражает интерес к данной емкости, кинолог подает команду «Сидеть». Если собака сразу же не выполнила посадку, нужно вновь повторить команду и рукой нажать животному на круп. Посадка должна выполняться непосредственно возле искомой емкости. Собака, так или иначе принявшая нужную позу, поощряется вначале словесно и поглаживанием. Затем кинолог берет рукой банку, вынимает из нее мясо и скармливает собаке. При необходимости животному дается еще один кусочек мяса из подсумка с имитацией его доставания из банки. Не исключено, что собака, обнюхав искомую банку, не остановится, а потянется к следующей. В этом случае животному следует предоставить возможность продолжить обследование всех емкостей круга. При вторичном подходе к банке с порохом и мясом в момент ее обнюхивания кинологу нужно подать команду и добиться выполнения сигнальной позы.

Для того, чтобы еще больше привлечь внимание собаки к искомой банке, в конце упражнения после описываемых действий на нескольких начальных пусках рекомендуется провести следующую манипуляцию. На виду у животного (оно находится в положении сидя) кинолог кладет кусочки мяса из подсумка в банку с порохом и произносит команду «Нюхай». Как только собака опустит морду к банке и начнет принюхиваться к горловине, кинолог поощряет ее сочетанием «Хорошо! Сидеть», достает лакомство из банки и скармливает животному. Затем банка с порохом ставится на прежнее место, а собака уводится на исходную позицию и интенсивно поглаживается. Обнюхивание банки с порохом и мясом осуществляется, как правило, перед первым пуском. Повторно оно проводится лишь в случае нечеткого обнаружения искомой банки. По указанной схеме проводится 3-5 занятий (на каждом -- не менее 5-10 пусков).

Обучение собаки навыку последовательного и тщательного обнюхивания предлагаемых запаховых объектов.

Указанные навыки отрабатываются на стандартных желобах, которые обычно используют для выборки вещи. Желоба, разделенные тонкими перегородками на отдельные ячейки, очень удобны для приучения собак последовательному и тщательному обнюхиванию объектов. Ячейки, заполненные разнообразными запахоносителями, поневоле привлекают внимание животного. В результате собака на протяжении всей длины желоба непрерывно принюхивается к его содержимому. Желоба легко поднимать на любую высоту, поворачивать открытой стороной вверх, вбок и вниз (оставляя небольшую щель между стенкой желоба и поверхностью пола) и, таким образом, с их помощью моделировать самые разнообразные варианты поисковых заданий.

Первые упражнения с желобами должны напоминать предыдущие задания: 2 желоба кладут на расстоянии 1,5 м параллельно друг другу открытой стороной вверх. Проводка собаки, как и прежде, осуществляется по замкнутому циклу: после обследования одного желоба переходят к другому, а при необходимости вновь возвращаются к первому. 3-4 ячейки желобов (в разброс) оставляют пустыми, остальные заполняются контрольными объектами, разнообразными пахнущими предметами и вещами. Контрольные объекты лучше всего помещать в свертки, небольшие коробки, пакеты и т. п.

Перед первым пуском собаке дают обнюхать запах пороха. Затем искомый объект кладется в одну из свободных ячеек. Пуск осуществляется на поводке. Если собака самостоятельно не выполняет сигнальную позу возле обнаруженной банки с порохом, ее (собаку) усаживают с помощью механического воздействия. После поощрения собака уводится на исходное место. Перед каждым новым пуском взрывчатое вещество перекладывается в другую пустую ячейку. При перекладывании пороха нужно следить за тем, чтобы в освобождаемой ячейке не оставалось крупиц пороха, поскольку собака может обратить на них внимание. Запаховую «чистоту» легче всего достигнуть, если под закладку, в которой будет находиться порох, подкладывать лист чистой бумаги. На последующих занятиях выбираются другие более сложные варианты расположения желобов. Основное внимание кинолога в ходе поиска должно быть направлено на тщательность и последовательность обнюхивания ячеек желобов. Правильное выполнение упражнений на желобах значительно облегчает переход к обнюхиванию реальных объектов.

Кроме навыков рационального ведения поиска на данном цикле занятий отрабатываются следующие задачи:

  • 1. Подача сигнала оповещения на запахи других видов взрывчатых веществ (аммонит, гексогентротиловые шашки, пластит, порох), а также оружия и боеприпасов (включая и огнепроводный шнур).
  • 2. Обнаружение всех видов взрывчатых веществ независимо от веса (от 0,5 до 1 кг), состояния стандартной заводской оболочки и применения различных упаковочных материалов.
  • 3. Выработка безразличного отношения к контрольным объектам -- всевозможным запахоносителям (в том числе и пищевым продуктам), не относящимся к ВВ.

 

Вход на сайт

Календарь событий

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Кто на сайте

Сейчас на сайте 134 гостя и нет пользователей

Статистика

Пользователи
1918
Материалы
92
Кол-во просмотров материалов
1639785
Copyright © 2024 Клуб "Фарт" Rights Reserved.